БЮЛЛЕТЕНЬ

ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

КАК РОССИЯ ПОТЕРЯЛА ХХ-е СТОЛЕТИЕ

 

 

В отличие от широко распространённых заблуждений в России в 1992-99 гг. не проводилось либеральной экономической политики. Не было ни либерализма, ни монетаризма, ни “шоковой терапии”. Действия всех российских правительств в последние семь лет наиболее точно описываются понятием “популистская социалистическая политика”.

По своей сути она мало чем отличалась от политики, проводившейся советскими правительствами в 1985-91 гг. Наиболее существенное отличие “ельцинского” периода в истории нашей страны от “горбачевского” заключалось не в характере политики — она осталась во многом той же самой, а в характере российской экономики — плановая экономика в начале 1992 г. уступила место рыночной.

Именно в этом заключается главная причина продолжающегося экономического кризиса. В то время как экономика страны радикально изменилась, проводимая экономическая политика осталась по существу прежней — популистской.

С учетом последнего семилетия социалистическая экономическая политика проводится в России в течение уже почти столетия. Ее проводили и царские правительства во время первой мировой войны, и Временное правительство в 1917г., и советские правительства в 1918-1991 гг., и правительства независимой России в 1992.99гг.

Модели социалистической экономической политики менялись: на смену патерналистской модели приходила популистская, на смену популистской — патерналисткая. Но сама социалистическая политика проводится в течение вот уже 85 лет и продолжается по сей день.

Россия на карте мира в 1998 году

 

Социалистическая экономическая политика нанесла непоправимый ущерб нашей стране. Она превратила экономического гиганта, каким Россия была в начале века, в экономического карлика, едва различимого на карте мира.

Удельный вес России в современных границах в населении мира сократился более чем вдвое — с 5,3% в 1913 г. до 2,5% в 1998г., а в производимом валовом внутреннем продукте — почти втрое — с 5,1% в 1913 г. до 1,6% в 1998 гПо населению — 2,5%

Доля России в мировой поверхности суши более чем в пять раз превышает долю России в мировом населении и более чем в 8 раз — долю России в мировом ВВП, рассчитанном по паритетам покупательной способности валют, более чем в 14 раз — долю России в мировом ВВП, рассчитанном по рыночным курсам национальных валют.

Мировая история свидетельствует, что такие диспропорции невозможно сохранить в течение длительного времени. При сохранении тенденций деградации демографического и экономического потенциалов страны рано или поздно наступает “корректировка” таких диспропорций, — как правило, за счет территории.

По территории —13,0%

 

По населению — 2,5%
По ВВП (измеренному по паритетам покупательной способности) — 1,6%

По ВВП (измеренному по валютному курсу) — 0,9%

 

     За прошедшие 85 лет радикально изменилось место России в мире по уровню экономического развития. По производству ВВП на душу населения в 1913 г. Россия отставала от США в 3,5 раза, в 1998 г. — уже почти в 7 раз.

По уровню экономического развития в 1913 г. Россия занимала 24-е место в мире, в 1998 г. — уже 104-е место.

При продолжении в России социалистической экономической политики (популистской или патерналистской) к 2010г. по производству ВВП на душу населения Россия может опуститься на 120-е место в мире.

 

МОЖЕТ ЛИ РОССИЯ ЗАПЛАТИТЬ ПО ВНЕШНЕМУ ДОЛГУ В 1999 ГОДУ?

В качестве основной причины, заставляющей российское правительство вести переговоры с МВФ и добиваться предоставления новых кредитов, называется невозможность обслуживания Россией существующего внешнего долга.

По графику в 1999 г. Россия должна заплатить своим кредиторам в качестве процентов и основного долга 17,5 млрд дол. В бюджет включена сумма в размере 9,5 млрд дол. Действительно ли Россия не может заплатить всю причитающуюся сумму?

Способность страны осуществлять платежи по внешнему долгу определяется по трем основным показателям:

• отношение платежей по внешнему долгу к ВВП;

• отношение платежей по внешнему долгу к экспорту;

• отношение платежей по внешнему долгу к совокупным государственным расходам.

Если все эти значения для России выходят за пределы фактических величин в странах с максимальным уровнем платежей, то тогда действительно бремя внешней задолженности слишком велико. Если же эти значения в России находятся в пределах обычных показателей, то тогда кредиторы и общественность сознательно вводятся в заблуждение.

Каково реальное бремя платежей по внешнему долгу в России?

Согласно прогнозу ожидаемые величины в России в 1999 г.:

• ВВП — 182 млрд дол.,

• экспорта — 75 млрд дол.,

• государственных расходов — 73 млрд дол. Исходя из этого внешние обязательства страны в размере 17,5 млрд дол. составляют:

9,6% ВВП

• 23,3% экспорта,

• 24,0% совокупных государственных расходов.

    В случае даже полного осуществления платежей Россия будет намного отставать от стран с действительно тяжелым бременем внешнего долга. Таким образом, так называемая невозможность осуществлять платежи по внешнему долгу не подтверждается международными сопоставлениями. Она отражает лишь нежелание властей проводить ответственную экономическую политику.

 

 

Здесь был Сусанин

Золотой УРЛ

MAFIA's Top100 Aport Ranker